Одна форма — два цвета

Автор: admin   ‡   Дата: 28 мая 2011   ‡   Рубрика: Интересное, Лайфхак, Технологии   ‡   Метки: , , , ,

Когда говорят о шелкографии, принято считать что для печати каждого цвета нужна отдельная форма. В общем случае это конечно-же верно, но есть и исключения из этого правила.

В идеальном мире у нас всегда есть достаточное количество натянутых рамок, нужного размера и с нужным номером сетки, у нас неограниченные запасы фотоэмульсии и химии для регенерации. Мы не испытываем нехватки времени и денег.

В реальности это не всегда так. Нам приходится экономить и искать пути оптимизации технологических процессов.

Именно поэтому печатники часто стараются разместить на одной форме несколько цветов. Это ускоряет работу — сделать одну рамку быстрее чем две, а также уменьшает накладные расходы — затраты на химию, электроэнергию и время.

Прежде чем продолжить, я хочу напомнить о важной особенности многокрасочной трафаретной печати — если мы печатаем на бумаге (или любом другом относительно жестком материале), то печать цветов выполняется на однокрасочной машине последовательно.

Т.е. сначала печатается один цвет на всех изделиях, затем форма меняется и выполняется печать следующего цвета.

Так как изделие достаточно жесткое, мы можем, сделав предварительно специальные упоры, положить все заготовки одинаково несколько раз. Это обеспечит «попадание» последующих цветов.

В случае с тканью все несколько сложнее. Мы не можем проделать такую-же операцию, скажем с футболками, т.к. положить ее дважды одинаково невозможно (конечно, есть хитрости, но они нетехнологичны).  Поэтому для печати по текстилю как привило используются карусельные станки, в которых футболка крепится на вращающийся стол, над которым перемещаются вращающиеся формы. Таким образом мы можем не меняя положения футболки подводить к ней разные формы с разными красками.

Поэтому как правило печать двух цветов с одной рамки делают только для бумаги и других плотных материалов.

Давайте рассмотрим на примере.

Допустим, нам нужно напечатать простое двухкрасочное изображение. (Кстати, полиграфисты обозначают это 2+0 — 2 цвета с одной стороны и ноль с другой)

Как печатать на футболках

По идее мы должны взять две рамки, и на одной разместить форму для черной краски, а на другой — для красной.

Размер рамок может быть любой, на рисунке размер чуть больше изображения. На каждой рамке только один цвет, второй показан полупрозрачный, просто для лучшего понимания.

станок для шелкографии

В идеале, на обоих рамках печатное изображение должно быть на одинаковом расстоянии от одного из углов. По этому же углу нужно выравнивать бумагу.

Это облегчит нам приводу красок. Если будут небольшие расхождения — их можно вывести регулировками станка. Если станок этого не позволит — придется переклеивать упоры.

Если печатник решит сэкономить, и использовать одну рамку вместо двух — он может просто заклеить скетчем сначала один цвет (например красный), отпечатать, а затем промыть сетку и заклеить черный цвет и отпечатать красные элементы.

Но что делать, если изображение более сложное, например такое:

трафаретная печать

Заклеивать такие элементы во-первых неудобно, во вторых долго, ну и из за того, что они слишком близко — скотч при печати будет быстро отклеиваться и мы получим брак.

Поэтому в такой ситуации мы можем либо использовать две рамы

шелкография

Либо попытаться уместить все это на одну рамку побольше.

Конечно, мы ленивы и не хотим каждый раз переклеивать упоры, поэтому постараемся сделать так, чтобы при смене цвета нам не нужно было сильно перестраивать наш станок.

Поэтому мы будем крутить раму на 180гр., при этом все-же постараемся выдержать одинаковые расстояния от углов.

шелкуха

Небольшой совет — если ваш станок имеет регулировки и позволяет смещать раму или печатный стол, перед каждой установкой рамы выставляйте регулировки в среднее (нулевое) положение. Иначе может получится так, что вам нужно сместить раму в сторону, а окажется, что она уже смещена до упора.

Ну и напоследок еще один вариант печати двумя цветами с одной рамы, который подходит как для текстиля, так и для бумаги.

Конечно, если дизайн нам это позволяет.

шелкотрафарет

Как видно из фото, в рамке создается бортик, который ограничивает смешение краски и служит упором для ракеля. Сразу хочу предупредить, что краска может подтекать под него, поэтому рекомендую все-же проклеить его скотчем.

В следующем выпуске мы поговорим про фиксацию бумаги на столе и приводу красок.

Popularity: 67% [?]


К записи 5 комментариев

Давно хотел так попробовать. Но где взять упоры?

Если речь о упорах для бумаги/изделия — то будет отдельна статья. Но можно приклеить кусочки пластика, например.

Спасибо за совет, обязательно воспользуюсь при производстве.

Пробавал!!!! получается отменно .

Особенно с текстилем.

Респект!!!!!!!!!

На Хамелеоне ход столов позволяет делать приличный сдвиг. Иногда пользуюсь этим.


Оставить комментарий или два